Умрем, братцы, ах, как славно умрем!
Jul. 21st, 2023 01:15 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

В своем последнем слове на суде Алексей Навальный обратился к необычному авторитету.
"Мне очень нравится формулировка нашего соотечественника, доктора филологических наук, профессора Лотмана. Выступая перед студентами, он однажды сказал: «Человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть две ноги: совесть и интеллект».
Это очень мудрая мысль, как мне кажется. И опираться человек должен на обе этих ноги.
Опираться только на совесть — интуитивно правильно. Но абстрактная мораль, не учитывающая человеческую натуру и реальный мир, выродится или в глупость, или в злодеяние, как было уже не раз. А вот опора на интеллект без совести — именно она сейчас в основе российского государства."
https://www.svoboda.org/a/my-kak-strana-alekseya-ne-zasluzhivaem-blogery-o-rechi-navaljnogo-v-sude/32513049.html

Про "нашего соотечественника" натяжка - проживший большую часть своей жизни в Тарту, Юрий Лотман успел стать гражданином Эстонии, чью независимость полностью поддерживал.
Но интересней контекст. Фраза про совесть и интеллект - из выступления 1990 года, в котором Лотман обращался к примеру хорошо изученных им декабристов.
Мы живём в очень интересное время. И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, в такое время жизнь ничего лёгкого не представляет. Она тогда требует от человека очень многого. Человек перестаёт быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: "Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог"... Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда... Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: "Мне приказали, а что я мог сделать?", "Меня привели, а вы бы сами попробовали..."
Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: "Как вы решились на такое дело?" - отвечал: "Иначе я бы считал себя подлецом". Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор: либо эти руки в этих цепях, либо я сам cебя буду считать подлецом. История показала, что высокая нравственность этих людей помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири. И физически они сохранились лучше, чем те, кто в ту же николаевскую эпоху своих друзей предал, потом сделал карьеру, и всё у них внешне шло хорошо и чудно...
http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/LOTMAN/LOTMAN01.HTM

Дилемма следовать велению совести либо считать самого себя подлецом затрагивается в воспоминаниях Сергея Довлатова, другого бывшего жителя Эстонии.
Гранин сказал:
— Вы преувеличиваете. Литератор должен публиковаться. Разумеется, не в ущерб своему таланту. Есть такая щель между совестью и подлостью. В эту щель необходимо проникнуть.
Я набрался храбрости и сказал:
— Мне кажется, рядом с этой щелью волчий капкан установлен.
Наступила тягостная пауза.
http://rulibs.com/ru_zar/prose_contemporary/dovlatov/c/j11.html
В ту самую щель между совестью и подлостью пролез в свое время лицейский друг декабриста Пущина, не избежавший волчьего капкана.

Изучая декабристов, Лотман описывал нарочитую театральность их поведения. Осознавая свое величие, декабристы позировали, как актеры на сцене Истории.
Вступление в тайное общество осознавалось декабристом как переход в мир исторических лиц. Тайное общество - союз великих людей. Поведение же великого человека должно коренным образом отличаться от обыденной жизни пошлого человечества. Оно принадлежит Истории и будет изучаться философами, воспеваться поэтами.
Осознание себя как исторического лица заставляло оценивать свою жизнь как цепь сюжетов для будущих историков, а вслед за ними - поэтов, художников, драматургов. С этой позиции в оценку собственной реальной жизни невольно вмешивался взгляд со стороны - с точки зрения потомства. Потомок - зритель и судья того, что великие люди разыгрывают на арене истории. И декабрист всегда ощущает себя на высокой исторической сцене. Отчетливо это чувство проявилось в словах самого молодого из декабристов, Александра Одоевского, с которыми он вышел из квартиры Рылеева на Сенатскую площадь: "Умрем, братцы, ах, как славно умрем!" С точки зрения политического деятеля, общая гибель связана с неудачей, провалом и, следовательно, может вызывать лишь горькие чувства. Но с точки зрения грядущего историка, поэта или трагика героическая смерть может выглядеть величественнее, чем прозаическая победа.
https://www.booksite.ru/localtxt/lot/man/lotman_u_m/18.htm
Легко протянуть традицию героической театральности до Навального, но были и промежуточные остановки.
Традицию революционного движения в России так же трудно отделить от неудавшегося путча декабристов, как и от удавшегося путча большевиков, создавших собственную организацию заговорщиков и ожидавших ее воспевания поэтами.
Апофеоз диссидентского движения в СССР - театральный выход на Красную площадь 25 августа 1968 - переплетен в истории с песней Галича про декабристов ("Смеешь выйти на площадь"), текст которой сопровождался эпиграфом из Карамзина про Тацита ("Терпя, чего терпеть без подлости не можно") https://www.culture.ru/poems/3412/peterburgskii-romans

Лев Толстой брался несколько раз, но так и не смог написать роман о декабристах - отдельный, либо как сиквел к "Войне и миру". Он сломался на осознании оторванности образованной элиты от народа и легкости, с которой эта элита оправдывала насилие.
Декабризм, как явление в мире «образованных», резко теперь противопоставляемых «огромным массам отживших и живущих простых, не ученых и не богатых людей» («Исповедь», глава VIII), и стал по меньшей мере неинтересен Толстому. На вопрос Фета (в недошедшем до нас письме) о работе над романом Толстой писал 17 апреля 1879 г.: «Декабристы» мои, бог знает, где теперь, я о них и не думаю, а если бы и думал и писал, то льщу себя надеждой, что мой дух один, которым пахло бы, был бы невыносим для стреляющих в людей для блага человечества».
http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/chernoviki/dekabristy/istoriya-pisaniya.htm

Опора на ноги совести и интеллекта не приносит избавления от мучительных сомнений.
"Человеку, который мыслит, и человеку, который имеет совесть, не может быть и не будет легко. Он все время находится, с одной стороны, под властью сомнений, а, с другой стороны,- под властью раскаянья. И он не ищет виноватых с подтекстом: а я-то прав... Тот же Карамзин писал про разницу между умными и глупыми... это в стихах, но я перескажу их в прозе... Умник полон недовольства собой, а дурак думает: меня ли не любить? Конечно, за многое многих можно обвинять, но начинать надо с себя. Если же люди, обвиняющие кого-то, предполагают, что сами они только жертвы и сами они абсолютно правы, о чем с ними говорить? Они останутся такими всегда, у них никогда не будет болеть совесть, потому что они - жертвы... Им что-то недодали... Они не будут мучиться собственной глупостью, потому что считают себя умными, они не будут мучиться чужими страданиями, потому что считают, что страдают больше других. Дай им Бог и дальше так жить... <...> У нас есть выбор. Знаете немецкую поговорку: "Wer hat Wahl, hat auch Qval..." "Кто имеет выбор, тот имеет мучение". И наоборот: кто имеет мучение, тот имеет выбор. А выбор есть мысль, и ответственность, и несчастье, и счастье. Вот в таком мире нам приходится жить. Проще сделать его казармой, или тюрьмой, или очень хорошим зоологическим садом, где зверей будут кормить и гладить, но все за них решать... Но все-таки жить нам надо в человеческом мире, который накладывает на нас муки выбора, неизбежность ошибок, величайшую ответственность, но зато дает и совесть, и гениальность, и все то, что делает человека человеком..."
http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/INTERLOT.HTM